Методологическая карта как новый элемент диагностики системы подготовки кадров для современной экономики

Научная статья
  • Михаил Яковлевич Креер Финансовый Университет при Правительстве РФ, Москва, Россия mkreer@mail.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-9809-0512
    elibrary Author_id 683240
  • Татьяна Валерьевна Сказочкина Академическая гимназия им. Д. К. Фаддеева Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия tanyaskaz@mail.ru
    elibrary Author_id 912127
  • Александр Викторович Сказочкин Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, Москва, Россия avskaz@rambler.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-6585-3026
    elibrary Author_id 42809
    ResearchID AAH-8671-2019
Для цитирования
Креер М. Я., Сказочкина Т. В., Сказочкин А. В. Методологическая карта как новый элемент диагностики системы подготовки кадров для современной экономики // Управление наукой: теория и практика. 2021. Том 3. № 3. С. 45-60. DOI: https://doi.org/10.19181/smtp.2021.3.3.2

Аннотация

Статья посвящена анализу возможностей и описанию методологической карты, являющейся российским аналогом «индивидуальной ячейки» учащегося и хорошо себя зарекомендовавшей в США. Методологическая карта отражает статический профиль способностей обучаемого и при периодическом заполнении представляет динамически развивающуюся траекторию профессиональной направленности, независимо от профильности. В настоящее время общей является потребность экономики в высококлассных специалистах на основе отбора учащихся, способных к освоению сложных, наукоёмких технологий, имеющих явный потенциал профессионального роста и личностного развития. Одновременно можно констатировать отсутствие  развитой взаимосвязи между системой образования и системой профориентации, что стратегически  может приводить к проблемам в обеспечении профессиональными кадрами наиболее технологически развитых сегментов экономики. В то же время существует положительный международный опыт решения этой проблемы, элементы которого можно адаптировать к сложившейся российской системе. В статье представлена сущность и дано описание возможностей методологической карты, разработанной сотрудниками Фонда имени М. В. Ломоносова и являющейся аналогом «индивидуальной ячейки», разработанной в США. Методологическая карта представляет собой  информацию об уровне нескольких видов компетенции любого обучающегося. Для работы с такой картой преподавателю необходимо расширить свою компетенцию и стать экспертом-тестологом, обладающим достаточным уровнем тестологической компетенции. Очевидным достоинством методологической карты является лёгкость её цифровой обработки, аккумуляция информации об обучаемом в централизованных базах данных. Методологическая карта после соответствующей модернизации может быть базовым вариантом при подготовке специалистов высшей квалификации, выбравших путь учёного. Развитие подобной системы диагностики имеет значительные положительные черты, самой явной из которых является способность обеспечить связь содержания образования с кадровыми потребностями общества и государства и – как результат – обеспечить их устойчивое социально-экономическое развитие.
Ключевые слова:
кадровая политика, система диагностики, методологическая карта, система профориентации, тестологическая компетенция

Биографии авторов

Михаил Яковлевич Креер, Финансовый Университет при Правительстве РФ, Москва, Россия
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой
Татьяна Валерьевна Сказочкина, Академическая гимназия им. Д. К. Фаддеева Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия
Кандидат педагогических наук, преподаватель
Александр Викторович Сказочкин, Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, Москва, Россия
Кандидат физико-математических наук, PhD (Engineering), старший научный сотрудник

Литература

1. Большие идеи для содержания образования / М. В. Гасинец, Н. А. Авдеенко, А. М. Михайлова, О. Д. Фёдоров, Т. В. Пащенко. Кн. 47: Современная аналитика образования. Вып. 17. М. : НИУ ВШЭ, 2020.

2. Игорь Реморенко: Новое содержание образования – Идея больших идей // Эврика : [сайт]. 2020. 13 мая. URL: https://eurekanet.ru/tpost/sbd8d7lduk-igor-remorenko-novoe-soderzhanie-obrazov (дата обращения: 20.07.2021).

3. Персонализированная модель образования с использованием цифровой платформы / Д. С. Ермаков, П. Н. Кириллов, Н. И. Корякина, С. А. Янкевич. Под ред. Е. И. Казаковой. М., 2020. 44 с.

4. Современная оценка образовательных достижений учащихся : Методическое пособие / Науч. ред. : И. В. Муштавинская, Е. Ю. Лукичева. СПб. : КАРО, 2015. 304 с.

5. Толстогузов С. Н. Опыт профориентационной работы за рубежом // Образование и наука. 2015. № 1 (120). С. 151–165.

6. Кравец О. Ю. Вопрос профориентации в системе образования США // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. № 11 (39). С. 80–84.

7. Сказочкин А. В. Организационные формы зарубежного инновационного образования: тенденции, методы, практика / А. В. Сказочкин, И. И. Игнатов. Калуга : Эйдос, 2015. 180 с.

8. Hobbs B. B. School-community agency collaboration: implications for the school counselor / B. B. Hobbs, B. B. Collison // The School Counselor. 1995. Vol. 43, № 1. P. 58–65.

9. Ireh M. Career development theories and their implications for high school career guidance and counseling // The High School Journal. 2000. Vol. 83, № 2. P. 28–40.
Статья

Поступила: 24.04.2021

Опубликована: 28.09.2021

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Креер, М. Я., Сказочкина, Т. В., & Сказочкин, А. В. (2021). Методологическая карта как новый элемент диагностики системы подготовки кадров для современной экономики. Управление наукой: теория и практика, 3(3), 45-60. https://doi.org/10.19181/smtp.2021.3.3.2
Раздел
Механизмы и инструменты государственного управления научно-технологической сферой