Роль научных школ в организации отечественной радиофизики

Научная статья
  • Василий Владимирович Кудрявцев Московский педагогический государственный университет, Институт физики, технологии и информационных систем kudv-v@yandex.ru
    Elibrary Author_id 548121
  • Галина Меркурьевна Чулкова Московский педагогический государственный университет, Институт физики, технологии и информационных систем chulkova@rplab.ru
    Elibrary Author_id 30433
Для цитирования
Кудрявцев В. В., Чулкова Г. М. Роль научных школ в организации отечественной радиофизики // Управление наукой: теория и практика. 2020. Том 2. № 2. С. 150-177. DOI: https://doi.org/10.19181/smtp.2020.2.2.7

Аннотация

В статье описан научно-школьный подход как метод историко-научного ис-следования. Раскрыта ценность научно-школьного подхода применитель-но к изучению отечественной науки. На основе рассмотрения новых «изме-рений» (или аспектов) науки исследователь может получить панорамнуюкартину её развития в научно-содержательном, научно-организационном,научно-образовательном, личностно-психологическом и социокультур-ном «измерениях». Приведён краткий исторический обзор, фиксирующийнекоторые важные вехи на пути формирования первых советских научныхшкол в физике. Данные школы сыграли основополагающую роль в органи-зации и развитии физической науки в нашей стране после Октябрьской ре-волюции. Обсуждаются причины утраты роли научных школ в организациисовременных научных исследований за рубежом. Показано, что эволюцияотечественной радиофизики тесно связана с деятельностью ряда научныхшкол. Рассмотрены различные «роли» научных школ, которые они сыгралив зарождении отечественной радиофизики, создании её теоретическогофундамента, формировании новых направлений радиофизических иссле-дований, развитии технологий передачи информации, военных технологийс весомой радиофизической составляющей, образовании современныхучебных и научных радиофизических центров. Эти «роли» могут оказатьсяполезными при организации научных исследований в нашей стране.
Ключевые слова:
организация научных исследований, научные школы, научно-школьный подход, «измерения» научных школ, радиофизика, научные школы в отече, научные школы в отечественной радиофизике

Литература

1. Гапонов-Грехов А. В. Теорема существования. Размышления о науке и обществе. Н. Новгород: ИПФ РАН, 2001. 159 с.

2. Лауреату Нобелевской премии по физике Жоресу Алфёрову исполняется 85 лет [Электронный ресурс] // ITMO.NEWS. 2015. 13 марта. URL: http://news.ifmo.ru/ru/news/4662/ (дата обращения: 03.05.2020).

3. Визгин В. П., Кессених А. В. Научно-школьный подход к истории отечественной физики // История науки и техники. 2016. № 1. С. 3–23.

4. К исследованию феномена советской физики 1950–1960-х гг. Социокультурные и междисциплинарные аспекты / Сост. и ред. В. П. Визгин, А. В. Кессених, А. В. Томилин. СПб.: РХГА, 2014. 560 с.

5. Визгин В. П. Физика в Москве // Москва научная. М.: Янус-К, 1997. С. 185–211.

6. Торн К. Чёрные дыры и складки времени: Дерзкое наследие Эйнштейна. М.: Физматлит, 2007. 616 с.

7. Месяц Г. A. О научных школах в России и США // Огонёк. № 28. 2003. 10 августа.

8. Хохлов Д. Р. О проблемах физической науки в современных условиях // Труды Международной научно-образовательной конференции «Наука в вузах: математика, физика, информатика. Проблемы высшего и среднего профессионального образования». М.: РУДН, 2009. С. 263–279.

9. Физика: Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. 944 с.

10. Литвак А. Г. Золотой век нижегородской науки (интервью с С. П. Капицей) // В мире науки. 2012. № 4. С. 8–13.

11. Кудрявцев В. В., Ильин В. А. История радиофизики в контексте Нобелевской премии // История науки и техники. 2009. № 10. С. 8–25.

12. Кудрявцев В. В. История отечественной радиофизики как эволюция научных школ // EUROPEAN RESEARCH: сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 1. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». 2018.

С. 11–14.

13. Золотинкина Л. И. Профессор Имант Георгиевич Фрейман – основатель отечественной научно-инженерной школы радиотехники // История науки и техники. 2016. № 2. С. 73–95.

14. Печёнкин А. А. Л. И. Мандельштам. Исследование, преподавание и остальная жизнь. М.: Логос, 2011. 334 с.

15. Папалекси Н. Д. О некоторых применениях радиоинтерференционных методов // Известия АН СССР. Серия физическая. 1938. № 4. С. 539–550.

16. Кобзарев Ю. Б. Создание отечественной радиолокации: научные труды, мемуары, воспоминания / Сост. Б. Г. Кутуза, Г. Ю. Кобзарев. М.: Наука, 2007. 503 с.

17. Тимошенко Д. А. «Мне с детских лет был близок Дон Кихот…». М.: ОАО «РТИ имени академика А. Л. Минца», 2015. 440 с.

18. Архив РАН. Ф. 1794. Оп. 1. № 33. Л. 1. 1 об.

19. Гольцман Г. Н., Чулкова Г. М. Научная радиофизическая школа Московского государственного педагогического университета // История науки и техники. 2016. № 1. С. 80–89.

20. Кудрявцев В. В., Гольцман Г. Н., Ильин В. А. Радиофизика в истории Московского педагогического государственного университета // История науки и техники. 2009. № 9. С. 10–23.

21. Эткин В. С., Гершензон Е. М. Параметрические системы СВЧ на полупроводниковых диодах. М.: Советское радио, 1964. 352 с.

22. Гусаченко Н. Квантовые коммуникации: что это и зачем они РЖД? [Электронный ресурс] // РЖД-Партнёр. 2019. 15 июля. URL: https://www.rzd-partner.ru/zhdtransport/comments/kvantovye-kommunikatsii-chto-eto-i-zachem-oni-rzhd-/ (Дата обращения: 03.05.2020).

23. Кудрявцев В. В. История отечественной радиофизики: Зарождение радиофизики как науки. Кн. 1. М.: URSS, 2020 (в печати).
Статья

Опубликована: 17.06.2020

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Кудрявцев, В. В., & Чулкова, Г. М. (2020). Роль научных школ в организации отечественной радиофизики. Управление наукой: теория и практика, 2(2), 150-177. https://doi.org/10.19181/smtp.2020.2.2.7