Реформа РАН 2013 г. и её последствия для региональных научных центров (на примере Сибирского отделения РАН)

Наталья Александровна Куперштох

Ссылка при цитировании


Куперштох Н. А. Реформа РАН 2013 г. и её последствия для региональных научных центров (на примере Сибирского отделения РАН) / // Управление наукой: теория и практика, 2020. Том. 2. № 1. C. 54-68. DOI: https://doi.org/10.19181/smtp.2020.2.1.3.

Аннотация


Реформа РАН 2013 г. прервала долговременную стратегию Российской академии наук на последовательное развитие регионального научного потенциала. Суть этой стратегии заключалась в постепенном наращивании «научных сил» на местах и их организационном оформлении сначала в филиалы, а затем в научные центры АН СССР/РАН. Региональные научные
комплексы прошли долгий путь формирования: от единичных лабораторий и станций в начале ХХ в. до междисциплинарных научно-образовательных комплексов XXI в. Региональные научные центры РАН доказали свою эффективность как центры, осуществлявшие координацию и управление деятельностью учёных как по вертикали, так и по горизонтали. В статье
показана история формирования системы научных центров, координации и управления научными исследованиями в Сибирском отделении РАН начиная с 1957 г. Накануне реформы 2013 г. СО РАН представляло систему из девяти научных центров, расположенных на территории Западной и Восточной Сибири. Проанализированы результаты политики оптимизации научного потенциала, а фактически, «схлопывания» ряда научных центров Сибирского отделения РАН. Эта политика проводилась Федеральным агентством научных организаций (ФАНО) в 2013–2018 гг. и Министерством науки и высшего образования РФ в 2018–2019 гг.


Ключевые слова


Российская академия наук; реформа 2013 года; Сибирское отделение; региональные научные центры

Полный текст:

PDF

Литература


Семёнов Е. В. Государственная научно-технологическая политика в современной России: замысел и реализация // Управление наукой: теория и практика. 2019. Т. 1. № 1. С. 51–71. DOI: https://doi.org/10.19181/smtp.2019.1.1.1

Дежина И. Реформа РАН: причины и последствия для науки в России [Электронный ресурс] // Russie. Nei. Visions. 2014. Май. № 77. URL: https://www.ifri.org/sites/default/files/atoms/files/ifri_rnv_77_ran_reforma_rus_dezhina_may_2014.pdf (дата обращения: 24.12.2019).

Плюснин Ю. М., Аблажей А. М. Государственная научная политика глазами «рядового учёного». Ситуативные стратегии поведения учёных в ответ на волны реформирования российской науки // Управление наукой: теория и практика. 2019. Т. 1. № 2. С. 38–57. DOI: https://doi.org/10.19181/smtp.2019.1.2.2

Асеев А. Л. Реструктуризация и региональные научные центры РАН [Электронный ресурс] // Троицкий вариант-Наука. 2017. 17 января. № 220. С. 5. URL:

http:// trv-science.ru/2017/01/17/restrukturizaciya-i-regionalnye-nauchnye-centry-ras/ (дата обращения: 20.12.2019).

Академик Некипелов назвал реформу РАН ударом по фундаментальной науке [Электронный ресурс] // Интерфакс. 2019. 18 декабря. URL: https://www.interfax.ru/russia/688490 (дата обращения: 18.12.2019).

Кантеров К. Александр Сергеев: у учёного должны быть статус и время [Электронный ресурс] // Новая Сибирь. 2020. 31 января. URL: https://newsib.net/ekonomika/aleksandr-sergeev-u-uchenogo-dolzhny-byt-status-i-vremya.html (дата обращения: 01.02.2020).

Куперштох Н. А. Научные центры Сибирского отделения РАН. Новосибирск: Академич. изд-во «Гео», 2006. 441 с.

Довбыш А. Новый Федеральный исследовательский центр в Новосибирске объединил 4 научных института СО РАН. [Электронный ресурс] // Континент Сибирь. 2018. 26 января. URL: https://ksonline.ru/305385/novyj-federalnyj-issledovatelskij-tsentr-vnovosibirske-obedinil-4-nauchnyh-instituta-so-ran/ (дата обращения: 20.12.2019).




DOI: https://doi.org/10.19181/smtp.2020.2.1.3

Ссылки

  • Ссылки не определены.