К проблеме научного подхода создания экосистемы образовательного проектирования в старшей школе

Научная статья
  • Юрий Вячеславович Громыко Институт опережающих исследований «Управление человеческими ресурсами» им. Е. Л. Шифферса, Москва, Россия yugromyko@gmail.com ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-5943-8232
    elibrary Author_id 100304
  • Елена Александровна Тебенькова Курганский государственный университет, Курган, Россия; Центр содействия социальным инновациям «Технологии изменения и развития», Москва, Россия eashu@mail.ru
    elibrary Author_id 560746
  • Ирина Наильевна Зайцева Центр содействия социальным инновациям «Технологии изменения и развития»; Фонд поддержки научно-проектной деятельности студентов, аспирантов и молодых учёных «Национальное интеллектуальное развитие», Москва, Россия i@zaytseva-1.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-6837-8710
    elibrary Author_id 1120571
Для цитирования
Громыко Ю. В., Тебенькова Е. А., Зайцева И. Н. К проблеме научного подхода создания экосистемы образовательного проектирования в старшей школе // Управление наукой: теория и практика. 2023. Том 5. № 4. С. 91–109. DOI: https://doi.org/10.19181/smtp.2023.5.4.5 EDN: HGZMZH

Аннотация

В статье представлены результаты анализа подходов к созданию в рамках современной старшей школы развивающей образовательной среды. Важнейшим условием развития подростков, их субъектности в требуемой ФГОС СОО исследовательской и проектной деятельности является создание экосистемы образовательного проектирования. В ней, помимо учебного класса – группы обучающихся, осваивающих единообразную учебную программу в стенах школы, формируется детско-взрослое образовательно-проектное сообщество, самостоятельно инициирующее содержание и траекторию развития его участников с выходом в социальный и профессиональный контекст. Организационным ядром среды образовательного проектирования способен стать проектный офис. Но в отличие от существующего в управленческой науке понимания проектного офиса как инструмента управления проектами, авторская модель представляет образовательно-проектный офис в школе как инициирующую и закрепляющую систему выращивания креативного детско-взрослого образовательно-проектного сообщества и организационной среды его деятельности. Выращивание сообщества, по мнению авторов, связано с особой работой в пространстве субъективной реальности обучающегося: 1) в пространстве со-бытийной общности проекта через решение различных типов проектных задач (становление образовательной и проектной субъектности); 2) в совместно распределённой деятельности через инициирование преобразования форм совместности (овладение самой формой организации совместных проектных действий); 3) в пространстве ситуации профессионального выбора посредством проведения систематической рефлексии получаемого опыта и проектирования индивидуальной профессиональной траектории (устойчивый профессиональный выбор).
Ключевые слова:
экосистема образовательного проектирования, образовательно-проектный офис в старшей школе, детско-взрослое образовательно-проектное сообщество, проектно-образовательная субъектность

Биографии авторов

Юрий Вячеславович Громыко, Институт опережающих исследований «Управление человеческими ресурсами» им. Е. Л. Шифферса, Москва, Россия
Доктор психологических наук, директор
Елена Александровна Тебенькова, Курганский государственный университет, Курган, Россия; Центр содействия социальным инновациям «Технологии изменения и развития», Москва, Россия
Доктор педагогических наук, профессор кафедры фундаментальной экологии, географии и рационального природопользования, Курганский государственный университет; научный  руководитель, Центр содействия социальным инновациям  «Технологии изменения и развития»
Ирина Наильевна Зайцева, Центр содействия социальным инновациям «Технологии изменения и развития»; Фонд поддержки научно-проектной деятельности студентов, аспирантов и молодых учёных «Национальное интеллектуальное развитие», Москва, Россия
Директор, Центр содействия социальным инновациям «Технологии изменения и развития»; финансовый руководитель проекта, Фонд поддержки научно-проектной деятельности студентов, аспирантов и молодых учёных «Национальное интеллектуальное развитие»

Литература

1. Громыко Ю. В. Российская система образования сегодня: решающий фактор развития или путь в бездну? Образование как политическая технология. М. : URSS. 2021. 368 с.

2. Громыко Ю. В. К проблеме создания общенародной школы будущего: синтез предметного и проектного образования // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, № 1. C. 93–105. DOI 10.17759/pse.2018230108. EDN YUDRQO.

3. Громыко Ю. В., Рубцов В. В., Марголис А. А. Школа как экосистема развивающихся детско-взрослых сообществ: деятельностный подход к проектированию школы будущего // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16, № 1. С. 57–67. DOI 10.17759/chp.2020160106. EDN QIHFIV.

4. Ананьина Ю. В., Блинов В. И., Сергеев И. С. Образовательная среда: развитие образовательной среды среднего профессионального образования в условиях сетевой кластерной интеграции. М. : Аванглион-Принт, 2012. 152 с. EDN VUMIML.

5. Совместная учебная деятельность и развитие детей : коллективная монография / Под ред. В. В. Рубцова, И. М. Улановской. М. : МГППУ, 2021. 352 с. EDN BMARTE.

6. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе : учеб. пособие. М. : Изд-во ПСТГУ, 2013. 400 с. EDN VRRVVH.

7. Громыко Ю. В., Просекин М. Ю. Обучающая мыследеятельность нового поколения и базовые педагогические компетенции // Психолого-педагогические исследования. 2022. Т. 14, № 2. С. 100–128. DOI 10.17759/psyedu.2022140207. EDN MGHPMP.

8. Лазарев В. С. Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 292–307. DOI 10.17323/1814-9545-2015-3-292-307. EDN SJDQTX.

9. Агеев В. В., Давыдов В. В., Рубцов В. В. Опробование как механизм построения совместных действий // Психологический журнал. 1985. Т. 6, № 4. С. 120–129. EDN UVMISP.

10. От совместного действия – к конструированию новых социальных общностей: Совместность. Творчество. Образование. Школа (Круглый стол методологического семинара под руководством В. В. Рубцова, Б. Д. Эльконина) // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14, № 3. С. 5–30. DOI 10.17759/chp.2018140301. EDN YBNBTF.

11. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М. : ИНТОР, 1996. 542 с. EDN YQOMCU.

12. Керцнер Г. Стратегическое управление в компании. Модель зрелого управления проектами / Пер. с англ. М. : ДМК Пресс, 2010. 320 с. EDN RAYYVN.

13. Зайцева И. Н. Проектный офис как точка входа в образовательный консалтинг // Педагогическая перспектива. 2022. № 1 (5). С. 27–35. DOI 10.55523/27822559_2022_1(5)_27. EDN VUSWPJ.

14. Тращенкова С. А. Общественно-профессиональная экспертиза развития семейно-родовых детско-взрослых сообществ // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61–1. С. 320–322. EDN YROSTZ.

15. Образовательные возможности развития детско-взрослых взаимоотношений / М. Н. Певзнер, П. А. Петряков, М. В. Александрова, И. А. Донина // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2016. № 1. С. 20–24. EDN WBADGR.

16. Слободчиков В. И. Со-бытийная образовательная общность – источник развития и субъект образования // Новые ценности образования. 2010. № 1 (43). С. 4–13. EDN MBDBYX.

17. Глазунова О. И., Громыко Ю. В. Освоение способов действия как интегральный показатель развития интеллектуальных способностей в обучении: к проблеме построения деятельностной диагностики способностей // Культурно-историческая психология. 2021. Т. 17, № 3. С. 58–68. DOI 10.17759/chp.2021170309. EDN WIGPSQ.

18. Кудрявцев В. Т., Уразалиева Г. К. Становление субъекта деятельности и возможности системы образования // Субъектная и авторская позиция ребенка в образовании. М. : НИИ школьных технологий, 2008. C. 5–16. EDN YKYXXX.

19. Третьякова В. Э. Субъектные особенности малой группы при принятии и исполнении совместных решений (на примере производственных и педагогических коллективов) : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05. Воронеж, 2020. 234 с. EDN THWCUG.

20. Громыко Ю. В., Устиловская А. А. О генезисе коллективной субъектности в деятельности технологического кружка (к программе исследований) // Психолого-педагогические исследования. 2023. Т. 15, № 2. C. 155–174. DOI 10.17759/psyedu.2023150209. EDN YTHARE.

21. Тебенькова Е. А. Задача на проектирование в системе учебных задач // Непрерывное образование: XXI век. 2021. № 1 (33). С. 19–30. DOI 10.15393/j5.art.2021.6684. EDN SKRRPT.

22. Громыко Ю. В. Роль взаимопонимания при решении учебных задач в совместной деятельности : дис. … канд. психол. наук : 19.00.07. М., 1985. 168 с.

23. Алексеев Н. Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления : автореф. дис. … д-ра психол. наук : 19.00.13. М., 2002. 36 с.
Статья

Поступила: 25.08.2023

Опубликована: 25.12.2023

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Громыко, Ю. В., Тебенькова, Е. А., & Зайцева, И. Н. (2023). К проблеме научного подхода создания экосистемы образовательного проектирования в старшей школе. Управление наукой: теория и практика, 5(4), 91–109. https://doi.org/10.19181/smtp.2023.5.4.5
Раздел
Механизмы и инструменты государственного управления научно-технологической сферой