Синергизм научных коллективов в зеркале наукометрии

Научная статья
  • Дмитрий Александрович Романов Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия romanovs-s@yandex.ru
    Elibrary Author_id 160251
  • Александр Михайлович Геращенко Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия alexander_gerashchenko@mail.ru
    Elibrary Author_id 543685
  • Валерий Леонидович Шапошников Краснодарский кооперативный институт, филиал Российского университета кооперации, Краснодар, Россия shaposh.vl@mail.ru
    Elibrary Author_id 477776
Для цитирования
Романов Д. А., Геращенко А. М., Шапошников В. Л. Синергизм научных коллективов в зеркале наукометрии // Управление наукой: теория и практика. 2023. Том 5. № 1. С. 128-141. DOI: https://doi.org/10.19181/smtp.2023.5.1.8 EDN: RMHDIU

Аннотация

Цель исследования – выделение и обоснование критериев синергизма взаимодействия работников внутри научного коллектива. Объект исследования – научная деятельность микроколлективов (коллективов кафедр), предмет исследования – успешность сотрудничества внутри коллективов. Научное сотрудничество представляет собой важный фактор повышения успешности (эффективности) исследовательской деятельности и получения высококачественных научных результатов. Повышение результативности любой деятельности, в том числе исследовательской, обеспечивается путём синергичного взаимодействия (результаты которого могут быть представлены как 1+1>2). Авторы рассматривают синергичное взаимодействие как способ осуществления исследовательской  деятельности научного коллектива, основанный на сотрудничестве как факторе получения  результатов, невозможных без данного взаимодействия. Параметры, отражающие синергизм исследовательской деятельности научного коллектива, являются его критериями как  субъекта указанной деятельности (прежде всего, организационной готовности). С учётом данных параметров проведён анализ результатов исследовательской деятельности (нашедших отражение в публикационной активности и цитируемости) научно-педагогических работников высших учебных заведений Краснодарского края. Представлены авторские модели и методы диагностики  синергичного взаимодействия внутри научного коллектива. Предлагаются основанные на теории множеств первичные математические модели научного коллектива и его деятельности. Отмечен ряд трудностей в оценивании синергизма научного коллектива. Методологические основы исследования: синергетический подход (рассматривает научное сотрудничество как синергичный процесс, приводящий к повышению результативности исследовательской деятельности), системный подход (рассматривает диагностику научного сотрудничества как неотъемлемую составляющую мониторинга исследовательской деятельности), социологический подход (рассматривает научный коллектив как социальную систему и среду для научного работника), квалиметрический подход (провозглашает необходимость многокритериальной диагностики синергичного взаимодействия внутри научного коллектива) и вероятностно-статистический подход (рассматривает диагностику научного сотрудничества как статистическое измерение, основанное на обработке первичной информации). Методы исследования: анализ научной литературы, моделирование, методы теории множеств и графов, методы квалиметрии, методы математической статистики, в том числе метод каменистой осыпи, на основе которого вычисляют общеизвестный индекс Хирша, методы линейной алгебры.
Ключевые слова:
научный коллектив, синергизм, критерий, метод, диагностика, исследовательская деятельность, успешность

Биографии авторов

Дмитрий Александрович Романов, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики
Александр Михайлович Геращенко, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия
Кандидат филологичеких наук, доцент кафедры иностранных языков №2
Валерий Леонидович Шапошников, Краснодарский кооперативный институт, филиал Российского университета кооперации, Краснодар, Россия
Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры бухгалтерского учёта и информационных технологий

Литература

1. Романов Д. А. Современные модели и методы диагностики исследовательской деятельности в образовательных учреждениях / Д. А. Романов, А. Н. Дроздов. Краснодар : Кубанский государственный технологический университет, 2018. 210 с. ISBN 978-5-8333-0820-2. EDN YNWPDF.

2. Троцук И. В. Корпоративная культура как инструмент повышения конкурентоспособности вуза / И. В. Троцук, Д. В. Суховерова // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 11. С. 44–54. DOI 10.31992/0869-3617-2018-27-11-44-54. EDN YOEEZV.

3. Badar K. The Moderating Roles of Academic Age and Institutional Sector on the Relationship between Co-authorship Network Centrality and Academic Research Performance / K. Badar, J. Hite, F. Y. Badir // Aslib Journal of Information Management. 2014. Vol. 66, № 1. P. 38–53.

4. Bonaccorsi A. The Determinants of Research Performance in European Universities: a Large Scale Multilevel Analysis / A. Bonaccorsi, L. Secondi // Scientometrics. 2017. № 112. P. 1147–1178.

5. Bertoli-Barsotti L. Theoretical Model of the Relationship between the H-index and Other Simple Citation Indicators / L. Bertoli-Barsotti, T. Lando // Scientometrics. 2017. Vol. 111. P. 1415–1148.

6. Khor K. A. Influence of International Coauthorship on the Research Citation Impact of Young Universities / K. A. Khor, L. G. Yu // Scientometrics. 2016. Vol. 107, № 3. P. 1095–1110.

7. Onodera N. Factors Affecting Citation Rates of Research Articles / N. Onodera, F. Yoshikane // Journal of the Association for Information Science and Technology. 2015. Vol. 66, № 4. Р. 739–764.

8. Citation-based Criteria of the Significance of the Research Activity of Scientific Teams / O. Popova, D. Romanov, A. Drozdov, A. Gerashchenko // Scientometrics. 2017. Vol. 112, № 3. Р. 1179–1202.

9. Thelwall M. Are There Too Many Uncited Articles? Zero Inflated Variants of the Discretised Lognormal and Hooked Power Law Distributions // Journal of Informetrics. 2016. Vol. 10, № 2. Р. 622–633.

10. Wan X. Are All Literature Citations Equally Important? Automatic Citation Strength Estimation and Its Applications / X. Wan, F. Liu // Journal of the Association for Information Science and Technology. 2014. № 65. Р. 1929–1938.

11. Лазарев В. С. Исследование педагогического коллектива как субъекта инновационной деятельности / В. С. Лазарев, И. А. Елисеева // Вопросы психологии. 2015. № 1. С. 87–97. EDN VLJIYL.

12. Сергодеева Е. А. Коллективные характеристики научного творчества: когнитивные и социальные аспекты // Общество: философия, история, культура. 2018. № 11 (55). С. 13–15. DOI 10.24158/fik.2018.11.1. EDN YOBZPN.

13. Klaic A. Fostering Team Innovation and Learning by Means of Team-centric Transformational Leadership: the Role of Teamwork Quality / A. Klaic, M. J. Burtscher, K. Jonas // Journal of Occupational and Organizational Psychology. 2020. Vol. 93, № 4. Р. 942–966.

14. Kyvik S. Research Collaboration in Groups and Networks: Differences across Academic Fields / S. Kyvik, I. Reymert // Scientometrics. 2017. № 113. Р. 951–967.

15. Milojević S. Principles of Scientific Research Team Formation and Evolution // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2014. Vol. 111, № 11. Р. 3984–3989.

16. Guan J. The Impact of Collaboration and Knowledge Networks on Citations / J. Guan, Y. Yan, J. Zhang // Journal of Informetrics. 2017. № 11. Р. 407–422.

17. Yang C. An Improved SAO Network-based Method for Technology Trend Analysis: a Case Study of Graphene / C. Yang, C. Huang, J. Su // Journal of Informetrics. 2018. Vol. 12, № 1. P. 271–286.

18. Неустроев С. С. Проблемы сравнительной оценки эффективности образовательных организаций высшего образования / С. С. Неустроев, В. И. Сердюков, Н. А. Сердюкова // Педагогика. 2018. № 5. С. 45–51. EDN XQHBAT.
Статья

Поступила: 30.10.2022

Опубликована: 27.03.2023

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Романов, Д. А., Геращенко, А. М., & Шапошников, В. Л. (2023). Синергизм научных коллективов в зеркале наукометрии. Управление наукой: теория и практика, 5(1), 128-141. https://doi.org/10.19181/smtp.2023.5.1.8
Раздел
Наука в зеркале наукометрии