Образовательное пространство вузов Екатеринбурга и стран ШОС: барьеры и риски

Научная статья
  • Елена Викторовна Грунт Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия helengrunt2002@yandex.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-2284-543X
    Elibrary Author_id 304803
  • Екатерина Александровна Беляева Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия ekaterina.podergina@mail.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-0499-1222
    Elibrary Author_id 850878
  • Марина Владимировна Валеева Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия cherbakova_marina@mail.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-1623-8067
    Elibrary Author_id 824608
Для цитирования
Грунт Е. В., Беляева Е. А., Валеева М. В. Образовательное пространство вузов Екатеринбурга и стран ШОС: барьеры и риски // Управление наукой: теория и практика. 2022. Том 4. № 4. С. 218-230. DOI: https://doi.org/10.19181/smtp.2022.4.4.13 EDN: IXTLYS

Аннотация

Образовательное взаимодействие между Россией и странами ШОС имеет многолетний культурно-исторический опыт. Практика такого взаимодействия становится всё более очевидной для стимулирования большей поддержки и интереса к системе образования в России и странах ШОС. Основная цель исследования заключалась в изучении препятствий, мешающих развитию взаимодействия между странами ШОС в образовательном пространстве, определении преимуществ, недостатков и проблем его реализации. Методология исследования сочетает как количественные, так и качественные подходы. Сбор первичных данных осуществлялся методом анкетного опроса (n=560) и глубинного интервью (n=50). В количественном исследовании приняли участие студенты из стран ШОС, обучающиеся в университетах Екатеринбурга (Россия), методом глубинного интервью были опрошены руководители и сотрудники международных отделов вузов. В статье представлены результаты качественного исследования. В исследовании изучены ряд барьеров, препятствующих плодотворному образовательному взаимодействию между университетами стран ШОС. Они таковы: объективные обстоятельства постоянно меняющихся геополитических реальностей, технические трудности в реализации образовательного взаимодействия, недостаточная готовность преподавательского состава к обучению иностранных студентов, финансовые риски, языковой и культурный барьеры, неблагоприятная инфраструктура вузов, специфика образовательных программ и учебных планов. Исследование выявило факторы, которые будут способствовать развитию образовательного взаимодействия и преодолению барьеров: личные факторы, мотивация к получению образования в российских вузах, исторически сложившаяся культурная традиция общения народов стран ШОС, создание единых образовательных стандартов и организаций.
Ключевые слова:
образовательное взаимодействие стран ШОС, инновационный потенциал вузов, иностранные студенты, барьеры международного сотрудничества, факторы развития образовательного взаимодействия

Биографии авторов

Елена Викторовна Грунт, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
Доктор философских наук, профессор кафедры прикладной социологии департамента политологии и социологии
Екатерина Александровна Беляева, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
Кандидат социологических наук, доцент, заведующая кафедрой социальной работы департамента политологии и социологии
Марина Владимировна Валеева, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
Кандидат социологических наук, старший научный сотрудник научной лаборатории «Лаборатория наукометрии», старший преподаватель кафедры социальной работы департамента политологии и социологии

Литература

1. Куприянова-Ашина В. Э. Интернационализация высшего образованияроссийские подходы / В. Э. Куприянова-Ашина, Ж. Чанг // Международные процессы. 2013. Т. 11, № 2 (33). С. 85–94. EDN RMXPFH.

2. Торкунов А. В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России / А. В. Торкунов // Вестник МГИМО Университета. 2012. № 4 (25). С. 85–93. EDN PYMQTD

3. International Higher Education. 2015. № 78 Russian version of the newsletter International Higher Education (Boston College, USA).

4. Актуальные вопросы развития образования в странах ОЭСР / Отв. ред. М. В. Ларионова. М. : Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005. 152 с.

5. Елкина А. С. Интернационализация деятельности вузов как тенденция развития систем высшего образования : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.01. Волгоград, 2010. 27 с.

6. Арефьев А. Л. Иностранные студенты в российских вузах / А. Л. Арефьев, Ф. Э. Шереги / Министерство образования и науки Российской Федерации. М. : Центр социологических исследований, 2014. 228 с. // Проект 5-100 : [сайт]. URL: https://www.5top100.ru/upload/iblock/be8/inostrannye_stydenty.pdf?ysclid=lazi1fsgs029941922 (дата обращения: 27.11.2022).

7. Wit de H. Internationalization of higher education: nine misconceptions // Journal of International Higher Education. 2011. Vol. 64.

8. Qin M. Research on Sino-Russian cultural diplomacy within the framework of a strategic partnership. Dissertation / Institute of Northeast Asia. 2014. P. 4–21.

9. Тен Н. В. Образ России в современном Китае : 1991-2010 : автореферат дис. ... канд. истор. наук : 07.00.03. МГУ им. М. В. Ломоносова. Ин-т стран Азии и Африки. М. , 2012. 29 с.

10. Hofstede G. Allemaal andersdenkenden: omgaan met cultuurverschillen / G. Hofstede, G. J. Hofstede, M. Minkov. Amsterdam/Antwerpen: Uitgeverij Contact, 2011. 572 p.

11. China turns to multilateralism: foreign policy and regional security. Ed. by G. Wu, H. Lansdowne. Routledge, 2008.

12. Weixing J. Foreign policy under President D. Medvedev and its impact on Sino-Russian relations. Dissertation. Heibei Normal University. 2014. P. 19–20.

13. Umarov K. Sino-Russian Relations within the Framework of the Shanghai Cooperation Organization / K. Umarov, K. Millier // Journal of Eastern European and Central Asian Research (JEECAR). 2014. Vol. 1 (1). № 4. DOI: https://doi.org/10.15549/jeecar.v1i1.56

14. Тенденции и перспективы высшей школы на постсоветском пространстве / М. В. Ведяшкин, В. А. Макаров, Ю. С. Перфильев [и др.]; под редакцией А. С. Сигова. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2015. 252 с.

15. Калита В. В. Образ «типичного русского» в представлении китайских и российских студентов / В. В. Калита, Н. В. Виничук // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2014. № 1 (27). С. 37–41. EDN SBCJPT.

16. Гребенникова И. А. Педагогическое сопровождение адаптации иностранных студентов в российском вузе (на примере китайских студентов): дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. Биробиджан, 2010. 197 с.

17. Даниленко О. И. Адаптированность китайских студентов на разных этапах обучения в вузах России и Китая / О. И. Даниленко, Ли Цзыхань, Сюй Идань // Психологические аспекты межкультурной адаптации: коллективная научная монография / Под общ. ред. В. В. Калиты. Владивосток: Дальнаука, 2015. C. 90–110.
Статья

Поступила: 22.10.2022

Опубликована: 26.12.2022

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Грунт, Е. В., Беляева, Е. А., & Валеева, М. В. (2022). Образовательное пространство вузов Екатеринбурга и стран ШОС: барьеры и риски. Управление наукой: теория и практика, 4(4), 218-230. https://doi.org/10.19181/smtp.2022.4.4.13
Раздел
Международное научно-технологическое взаимодействие