Государственная научная политика глазами «рядового учёного». Ситуативные стратегии поведения учёных в ответ на волны реформирования российской науки

Юрий Михайлович Плюснин, Анатолий Михайлович Аблажей

Ссылка при цитировании


Плюснин Ю. М., Аблажей А. М. Государственная научная политика глазами «рядового учёного». Ситуативные стратегии поведения учёных в ответ на волны реформирования российской науки / // Управление наукой: теория и практика, 2019. Том. 1. № 2. C. 38-57. DOI: https://doi.org/10.19181/smtp.2019.1.2.2.

Аннотация


Осуществлён сравнительный анализ результатов двух сопряжённых социологических исследований российского академического сообщества на примере Сибирского отделения РАН (СО РАН). Между этими исследованиями – почти четверть века. Первое проведено в 1992 и 1994 гг. в институтах Новосибирского научного центра (ННЦ СО РАН); второе – в 2015 – 2016 гг. вновь в НИИ ННЦ СО РАН, а также в академических институтах Томска, Иркутска и Красноярска. Основной метод: глубинные структурированные интервью, фокусированные на проблемах адаптации отдельных учёных и структурных подразделений СО РАН (институтов, лабораторий и секторов) к радикальным изменениям государственной научной политики. Сравнительный анализ показал, что несмотря на разные цели и результаты осуществления научной политики в начале 1990-х и в середине 2010-х, научное сообщество зачастую демонстрирует одинаковые, по сути, «реакции на угрозы», выраженные в стратегиях поведения как отдельных учёных, так и научных подразделений. Эти стратегии консервативны и ситуативно не адаптивны. Сотрудники и руководство структурных подразделений стремятся сохранить «статус-кво», по возможности не менять сложившуюся структуру отношений, направления, тематику и характер исследований. Это свидетельствует о косной структуре академической науки, продолжающей и в наши дни сохранять основные организационные компоненты, заложенные ещё в советские 1930-е гг.


Ключевые слова


академическая наука; академическое сообщество; Российская академия наук (РАН); Сибирское отделение РАН; академическая корпорация, научные подразделения; государственная научная политика; реформа науки; научные исследования; стратегии поведения учёных;

Полный текст:

PDF

Литература


Салтыков Б. Г. Уроки реформирования российской науки (последнее десятилетие XX – начало XXI вв.) // Наука. Инновации. Образование: Альманах. 2006. С. 8–28.

Дёжина И. Г. Реформа РАН: причины и последствия для науки в России [Электронный ресурс]: URL: https://www.docme.ru/doc/282491/irina-dezhina--reforma-ran--prichiny-i-posledstviya-dlya-nau. (дата обращения: 20.10.2019).

Салтыков Б. Г. Российская наука – тяжёлое время реформ // Российская наука: состояние и проблемы развития. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1996.

Семёнов Е. В. Сфера фундаментальных исследований в постсоветской России: невозможность и необходимость реформы // Наука. Инновации. Образование: Альманах. 2006. С. 28–61.

Плюснин Ю. М. Реакция на угрозу (пилотажное исследование социально-психологического состояния учёных): Аналитическая записка для Президиума СО РАН, 1992.

Плюснин Ю. М. Оптимизм без перспектив (пилотажное социально-психологического состояния научных коллективов): Аналитическая записка для Президиума СО РАН, 1994.

Плюснин Ю. М. Общественный кризис и академическая наука. Опыт психологического мониторинга научного сообщества Новосибирского Академгородка, 1992–95 гг. // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1996. № 1. С. 256–262.

Аблажей А. М. Радикальная реформа Российской академии наук: разработка, реализация, оценка научным сообществом // Идеи и идеалы. 2018. № 1, Т. 2. С. 29–52

Плюснин Ю. М. Лишние люди в науке. Опыт социально-психологического расследования // Науковедение. 1999. № 1. С. 7–19.

Плюснин Ю. М. Почему «лишние люди» не уходят из науки? // Науковедение. 2002. №1. С. 108–118.

Некипелова Е. Ф., Гохберг Л. М., Минделли Л. Д. Эмиграция ученых. Проблемы, реальные оценки. М.: ЦИСН, 1994. 47 с.

Рязанцев С. В., Письменная Е. Е. Эмиграция ученых из России: «циркуляция» или «утечка» умов // Социологические исследования. 2013. № 4. С. 24–35.

Ащеулова Н. А., Душина С. А. Мобильная наука в глобальном мире. СПб.: Нестор-История, 2014. 224 с.

Плюснин Ю. М. Институциональный кризис науки и новые ценностные ориентиры профессионального учёного // Философия науки. 2003. Т. 17. № 2. С. 99–108.

Аблажей А. М. Академические сообщества научных центров Сибирского отделения РАН: по материалам исследований 2009 – 2010 гг. // Социология науки и технологий. 2012. Т. 3. № 1. С. 14–23.




DOI: https://doi.org/10.19181/smtp.2019.1.2.2

Ссылки

  • Ссылки не определены.