Российская наука в период санкций в свете проблемы модернизации российской экономики

Научная статья
  • Гирш Ицыкович Ханин Сибирский институт управления РАНХиГС, Новосибирск, Россия Khaning@yandex.ru
    Elibrary Author_id 143335
Для цитирования
Ханин Г. И. Российская наука в период санкций в свете проблемы модернизации российской экономики // Управление наукой: теория и практика. 2022. Том 4. № 3. С. 69–84. DOI: https://doi.org/10.19181/smtp.2022.4.3.6 EDN: GZBWSR

Аннотация

В первой части статьи – «Ретроспектива» – анализируются корни деградации российской науки и высшего образования. Показывается, что они – в реорганизации науки и высшего образования, произведённой советским руководством в конце 20-х годов XX века. Наблюдались отрыв науки от высшего образования, их экстенсивное развитие, лишение их самоуправления и свободы научного поиска, особенно в гуманитарных науках, преследование инакомыслящих, ограничение международных контактов учёных. В поздний советский период эти пороки усугубились падением престижа науки и высшего образования, уменьшением их востребованности. В постсоветский период, несмотря на появление возможностей самовыражения и самостоятельности, расширение международных контактов, в научной жизни и деятельности высшей школы продолжалась деградация в связи с огромным сокращением финансирования, снижением востребованности, ослаблением кадрового состава. Во второй части – «Перспективы» – предлагаются пути возрождения науки и высшего образования в условиях экономических и научных санкций. Они увязываются с изменением структуры использования валового внутреннего продукта в направлении резкого повышения вложений в физический и человеческий капитал, обосновывается необходимость оздоровления науки и высшего образования за счёт сокращения числа учреждений науки и высшего образования, их численного состава, повышения возможностей самоуправления, изменения характера деятельности государственных, общественных и коммерческих институтов.
Ключевые слова:
модернизация экономии России, наука в СССР, наука в России, высшее образование в СССР, высшее образование в России, экономические и научные санкции, реорганизация науки и высшего образования России

Биография автора

Гирш Ицыкович Ханин, Сибирский институт управления РАНХиГС, Новосибирск, Россия
Доктор экономических наук, профессор

Литература

1. Селюнин В. Лукавая цифра / В. Селюнин, Г. Ханин // Новый мир. 1987. № 2. С. 181–201.

2. Ханин Г. И. Динамика экономического развития СССР. Новосибирск : Наука, 1991. 267 с.

3. Ханин Г. И. На чём спотыкается советская наука? // Постижение. М. : Прогресс, 1989. С. 45–87.

4. Куда идёт Россия? Альтернативы общественного развития : международный симпозиум / Междисциплинарный академический центр социальных наук (Интерцентр) ; общ. ред. Т. И. Заславской, Л. А. Арутюнян. М. : Интерпракс, 1994.

5. Ханин Г. И. Постсоветское общество и российская макроэкономическая статистика / Г. И. Ханин, Д. А. Фомин // Мир России. Социология. Этнология. 2017. Т. 26, № 2. С. 62–81. EDN: YJLBEP.

6. Ханин Г. И. Перераспределение доходов населения как фактор ускорения экономического развития и обеспечения социальной стабильности // ЭКО. 2002. № 6 (336). С. 87–98. EDN: TKRCZV.

7. Ханин Г. И. Теория рывка и исторический опыт России по преодолению экономической отсталости // ЭКО. 2004. № 9 (363). С. 80–97. EDN: TKRDCD.

8. Ханин Г. И. Технология экономического рывка в России (чему учит исторический опыт) // ЭКО. 2004. № 10 (364). С. 165–180. EDN: RMFAEW.

9. Ханин Г. Деньги для модернизации / Г. Ханин, Д. Фомин // Свободная мысль. 2011. № 1 (1620). С. 45–60. EDN: TWLAZH.

10. Ханин Г. И. Постсоветское общество и российская макроэкономическая статистика / Г. И. Ханин, Д. А. Фомин // Мир России. Социология. Этнология. 2017. Т. 26, № 2. С. 62–81. EDN: YJLBEP.

11. Ханин Г. И. Почему провалилась попытка ускорить научно-технический прогресс в перестроечном СССР // ЭКО. 2021. № 6 (564). С. 176–192. DOI: 10.30680/ECO0131-7652-2021-6-176-192. EDN: TPQTBG.

12. Ханин Г. И. Российское образование и общество // ЭКО. 2008. № 8 (410). С. 75–92. EDN: JULPPT.

13. Ханин Г. И. Российское образование и общество (окончание) // ЭКО. 2008. № 9 (411). С. 121–132. EDN: KAWKVV.

14. Ханин Г. И. Почему в России мало хороших экономистов? // ЭКО. 2009. № 8 (422). С. 83–114. EDN: KNWGCL.

15. Ханин Г. И. Нужна ли современная экономическая наука и полезно ли нынешнее экономическое образование? (О книге В.М. Ефимова «Экономическая наука под вопросом») // Terra Economicus. 2016. Т. 14, № 3. С. 145–157. DOI: 10.18522/2073-6606-2016-14-3-145-157. EDN: WSWXUJ.

16. Есаков Е. Д. Советская наука в годы первой пятилетки. М. : Наука, 1971. 271 с.

17. Ханин Г. И. Экономическая история России в новейшее время. Российская экономика в 1992–1998 годы. Новосибирск : НГТУ, 2019. 712 с. EDN: HQTTZY.

18. Деградация. Размышления об образовании и его месте в нашей культуре / О. А. Донских. М. : Яблоко, 2013. 244 с. EDN: ULJHUH.

19. Ханин Г. И. Институциональные условия развития российской экономики в 1999-2016 годы // Журнал институциональных исследований. 2018. Т. 10, № 1. С. 59–79. DOI: 10.17835/2076-6297.2018.10.1.059-079. EDN: YVGUDJ.

20. Холлоуэй Д. Сталин и бомба. Советский Союз и атомная энергия, 1939–1956 / Пер. с англ. Б. Б. Дьяков, В. Я. Френкель. Новосибирск : Сибир. хронограф, 1997. 625 с.

21. Ханин Г. И. Группа компаний «Полипластик»: маленькая картинка для уяснения очень больших вопросов (и появления новых) // Journal of Economic Regulation. Т. 4, № 2. С.6–22. EDN: QNRHFL.

22. Ханин Г. И. Как с нуля создать лидера промышленной отрасли в современной России и мире: ответы и загадки (о книге Сергея Колесникова и Игоря Альтшулера «ТЕХНОНИКОЛЬ – главная роль») // Journal of Economic Regulation. 2015. Т. 6, № 1. С. 6–19. DOI: 10.17835/2078-5429.2015.6.1.006-019. EDN: TNPPWZ.
Статья

Поступила: 27.04.2022

Опубликована: 26.09.2022

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Ханин, Г. И. (2022). Российская наука в период санкций в свете проблемы модернизации российской экономики. Управление наукой: теория и практика, 4(3), 69–84. https://doi.org/10.19181/smtp.2022.4.3.6
Раздел
Научно-технологическая политика