Научные коммуникации в эпоху пандемии: уроки для России

Научная статья
  • Сергей Викторович Егерев Институт научной информации по общественным наукам РАН, Москва, Россия segerev@gmail.com ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-6998-1060
    Elibrary Author_id 346
  • Ирина Геннадьевна Дежина Сколковский институт науки и технологий, Москва, Россия i.dezhina@skoltech.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-3402-3433
    Elibrary Author_id 554256
Для цитирования
Егерев С. В., Дежина И. Г. Научные коммуникации в эпоху пандемии: уроки для России // Управление наукой: теория и практика. 2022. Том 4. № 1. С. 225-244. DOI: https://doi.org/10.19181/smtp.2022.4.1.12 EDN: GFQEFV

Аннотация

В работе анализируются особенности системы научных коммуникаций в эпоху глобального кризиса, вызванного пандемией COVID-19. Рассматривается проблема достижения баланса между скоростью распространения научной информации и её надёжностью. В этом контексте описаны инструменты открытой науки, важнейшим из которых является открытый доступ к результатам исследований. Также рассматривается опыт работы научных социальных сетей, выполнения проектов науки граждан, организации офлайн и онлайн научных конференций. Изучение инструментов открытой науки и полемики по поводу их развития показало, что тренд на её расширение тесно связан с проблемой сокращения не только эпидемических рисков, но и углеродного следа. Показано, что для России новые принципы распространения знаний несут возможности повышения видимости отечественной науки даже при сохранении текущего уровня научной продуктивности. Для этого России следует более активно, чем до пандемии, участвовать в системе разнообразных глобальных научных обменов.
Ключевые слова:
открытая наука, наука граждан, международное научное сотрудничество, COVID-19, углеродный след, серендипность, Россия

Биографии авторов

Сергей Викторович Егерев, Институт научной информации по общественным наукам РАН, Москва, Россия
Доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник
Ирина Геннадьевна Дежина, Сколковский институт науки и технологий, Москва, Россия
Доктор экономических наук, руководитель Аналитического департамента научно-технологического развития

Литература

1. Tang H. Globalization in Crisis. Lessons from the Past Two Centuries with Some Thoughts on the Current Events. HKU Business School and Johns Hopkins SAIS. 2020. September 7. URL: http://faculty.wwu.edu/~patrick/envs342-geo312/AA%20new%20readings/tang-2020_Globalization%20in%20Crisis_agi_paper_short.pdf (дата обращения: 27.11.2021).

2. Horbach S. P. Pandemic publishing: Medical journals strongly speed up their publication process for COVID-19 // Quantitative Science Studies. 2020. Vol. 1, № 3. P. 1056–1067. DOI: 10.1162/qss_a_00076.

3. Lee J. J. Scientific globalism during a global crisis: research collaboration and open access publications on COVID-19 / J. J. Lee, J. P. Haupt // Higher Education. 2021. Vol. 81, № 5. P. 949–966. DOI: 10.1007/s10734-020-00589-0.

4. Bartling S. Opening Science: The Evolving Guide on How the Internet Is Changing Research, Collaboration and Scholarly Publishing / S. Bartling, S. Friesike. Berlin : Springer Nature, 2014. 339 p.

5. On sharing knowledge and fostering “open science” / E. Gelenbe, G. Brasseur, L. Chefneux [et al.] // Ubiquity Magazine. 2021. May. P. 1–13.

6. Rosenberg H. The Twitter pandemic: The critical role of Twitter in the dissemination of medical information and misinformation during the COVID-19 pandemic / H. Rosenberg, S. Syed, S. Rezaie // Canadian Journal of Emergency Medicine. 2020. Vol. 22, № 4. P. 418– 421.

7. Mobile phone data for informing public health actions across the COVID-19 pandemic life cycle / N. Oliver, B. Lepri, H. Sterly [et al.] // Science Advances. 2020. Vol. 6, № 23. P. eabc0764. DOI: 10.1126/sciadv.abc0764.

8. Ottaviani J. The post-embargo open access citation advantage: it exists (probably), it’s modest (usually), and the rich get richer (of course) // PLoS One. 2016. Vol. 11, № 8. e0159614. DOI: 10.1371/journal.pone.0159614.

9. Gelenbe E. The impact of information technology on energy consumption and carbon emissions / E. Gelenbe, Y. Caseau // Ubiquity Magazine. 2015. June. P. 1–15.

10. America and the International Future of Science // American Academy of Arts and Sciences : [сайт]. 2020. P. 10. URL: https://www.amacad.org/publication/internationalscience (дата обращения: 27.11.2021).

11. Grove J. Data sharing on COVID-19 research ‘disappointing’, says EU chief // Times Higher Education : [сайт]. 2021. May, 26. URL: https://www.timeshighereducation.com/news/data-sharing-covid-research-disappointing-says-eu-chief?utm_source=newsletter&utm_medium=email&utm_campaign=editorial-daily (дата обращения: 27.11.2021).

12. Индикаторы науки: 2021 : статистический сборник / Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский, Е. И. Евневич. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : НИУ ВШЭ, 2021. 352 c.

13. Madalli D. P. Concepts of Openness and Open Access. Paris : UNESCO, 2015. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000232207 (дата обращения: 07.02.2022).

14. Открытая наука // Википедия : [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%B0%D1%8F_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0 (дата обращения: 27.11.2021).

15. Rentier B. Science ouverte, le defi de la transparence. Brussels : Académie royale de Belgique, 2018. 114 p.

16. UNESCO Recommendation on Open Science // UNESCO : [сайт]. 2021. URL: https://en.unesco.org/science-sustainable-future/open-science/recommendation (дата обращения: 19.08.2021).

17. Responsible research & innovation // European Commission : [сайт]. URL: https://ec.europa.eu/programmes/horizon2020/en/h2020-section/responsible-researchinnovation (дата обращения: 26.11.2021).

18. Scientific landscape of citizen science publications: Dynamics, content and presence in social media / N. Bautista-Puig, D. De Filippo, E. Mauleón [et al.] // Publications. 2019. Vol. 7, № 12. Р. 1–22. DOI:10.3390/publications7010012.

19. Егерев С. В. «Citizen science» в приложении к акустике и океанологии / C. В. Егерев, А. Н. Серебряный // Акустика океана. Доклады XVII Школы-семинара им. акад. Л. М. Бреховских, совмещённой с XXXIII сессией Российского акустического общества. М. : Институт океанологии им. П. П. Ширшова РАН, 2020. C. 101–107. DOI: 10.29006/978-5-9901449-5-8-15.

20. What is Horizon 2020 // European Commission : [сайт]. URL: https://ec.europa.eu/programmes/horizon2020/what-horizon-2020 (дата обращения: 26.11.2021).

21. NIH Public Access Policy : [сайт]. URL: https://publicaccess.nih.gov/index.htm (дата обращения: 26.11.2021).

22. Открытый доступ сегодня: широкомасштабный анализ распространенности и влияния статей открытого доступа / Х. Пивовар, Д. Прим, В. Ларивьер и др. // Наука и научная информация. 2020. Т. 2, № 4. С. 228–247. DOI: 10.24108/2658-3143-2019-2-4-228-247.

23. Валеева М. В. Видимость научных результатов Green Open Access в институциональных репозиториях // Управление наукой: теория и практика. 2020. Т. 2, № 2. С. 117–128. DOI:10.19181/smtp.2020.2.2.5.

24. Plan S. Accelerating the transition to full and immediate Open Access to scientific publications // Ouvrir La Science : [сайт]. URL: https://www.ouvrirlascience.fr/wpcontent/uploads/2018/11/Plan_S.pdf (дата обращения: 26.11.2021).

25. The academic, economic and societal impacts of Open Access: an evidence-based review / J. P. Tennant, F. Waldner, D. C. Jacques [et al.] // F1000 Research. 2016. Р. 5. DOI: 10.12688/f1000research.8460.3.

26. The Research Ideas and Outcomes : [сайт]. URL: https://riojournal.com (дата обращения: 27.11.2021).

27. Why open science is critical to combatting COVID-19 // OECD : [сайт]. URL: https:// www.oecd.org/coronavirus/policy-responses/why-open-science-is-critical-to-combattingcovid-19-cd6ab2f9 (дата обращения: 24.11.2021).

28. Make the pledge to share your intellectual property in the fight against COVID-19 // Open Covid Pledge : [сайт]. URL: https://opencovidpledge.org (дата обращения: 24.11.2021).

29. Pledgors // Open Covid Pledge : [сайт]. URL: https://opencovidpledge.org/partners (дата обращения: 24.11.2021).

30. COVID-19 Open Research Dataset Challenge (CORD-19) // Kaggle : [сайт]. URL: https://www.kaggle.com/allen-institute-for-ai/CORD-19-research-challenge (дата обращения: 24.11.2021).

31. Yeo-Teh N. S. L. An alarming retraction rate for scientific publications on Coronavirus Disease 2019 (COVID-19) / N. S. L. Yeo-The, B. L. Tang // Accountability in Research. 2021. Vol. 28, № 1. P. 47–53. DOI: 10.1080/08989621.2020.1782203.

32. Social media for rapid knowledge dissemination: early experience from the COVID-19 pandemic / A. K. M. Chan, C. P. Nickson, J. W. Rudolph [et al.] // Anaestesia. 2020. Vol. 75, № 12. P. 1579–1582. DOI: 10.1111/anae.15057.

33. Jamali H. R. Copyright compliance and infringement in ResearchGate full-text journal articles // Scientometrics. 2017. Vol. 112, № 1. Р. 241–254. DOI: 10.1007/s11192-017-2291-4.

34. Björk B.-C. The open access movement at a crossroad: Are the big publishers and academic social media taking over? // Learned Publishing. 2019. Vol. 29, № 2. Р. 131–134. DOI: 10.1002/leap.1021.

35. Chawla D. S. Publishers take academic networking site to court // Science News. 2017. Vol. 358, № 6360. Р. 161–169. DOI: 10.1126/science.358.6360.161.

36. Fortney K. A social networking site is not an open access repository / K. Fortney, J. Gonder // Office of Scholarly Communication University of California : [сайт]. 2015. Dec. 1. URL: https://osc.universityofcalifornia.edu/2015/12/a-social-networking-siteis-not-an-open-access-repository/ (дата обращения: 07.02.2022).

37. Bohannon J. Who’s downloading pirated papers? Everyone // Science. 2016. Vol. 352, № 6285. Р. 508–512. DOI: 10.1126/science.352.6285.508.

38. Greshake B. Looking into Pandora’s Box: the content of Sci-Hub and its usage // F1000 Research. 2017. Vol. 6, аrticle 541. DOI: 10.12688/f1000research.11366.1.

39. Birnholtz J. P. When do researchers collaborate? Toward a model of collaboration propensity // Journal of the American Society for Information Science and Technology. 2007. Vol. 58, № 14. Р. 2226–2239. DOI: 10.1002/asi.20684.

40. European Environment Agency : [сайт]. URL: https://www.eea.europa.eu/ru (дата обращения: 26.11.2021).

41. How will COVID-19 reshape science, technology and innovation? // OECD: [сайт]. 2021. June 23. URL: https://www.oecd.org/coronavirus/policy-responses/howwill-covid-19-reshape-science-technology-and-innovation-2332334d (дата обращения: 07.02.2022).
Статья

Поступила: 05.12.2021

Опубликована: 28.03.2022

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Егерев, С. В., & Дежина, И. Г. (2022). Научные коммуникации в эпоху пандемии: уроки для России. Управление наукой: теория и практика, 4(1), 225-244. https://doi.org/10.19181/smtp.2022.4.1.12
Раздел
Международное научно-технологическое взаимодействие