Концентрация человеческого капитала в исследовательских университетах как основа конкурентоспособности образовательных систем и её отражение в глобальных рейтингах университетов

Научная статья
  • Марк Анатольевич Акоев Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия m.a.akoev@urfu.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-2228-3932
    Elibrary Author_id 108431
  • Марина Владимировна Валеева Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия m.v.shcherbakova@urfu.ru
    Elibrary Author_id 824608
  • Егор Борисович Яблоков E-kvadrat Consulting & Media GmbH, Берлин, Германия yablokov@e-kvadrat.com
    Elibrary Author_id 555346
Для цитирования
Акоев М. А., Валеева М. В., Яблоков Е. Б. Концентрация человеческого капитала в исследовательских университетах как основа конкурентоспособности образовательных систем и её отражение в глобальных рейтингах университетов // Управление наукой: теория и практика. 2021. Том 3. № 2. С. 137-160. DOI: https://doi.org/10.19181/smtp.2021.3.2.6

Аннотация

Статья предлагает подход к оценке роли исследовательских университетов в национальном научно-технологическом развитии. Авторами проведён анализ уровня концентрации человеческого капитала в ведущих исследовательских университетах мира и их вклада в формирование нового научного знания. Показано, что правительства многих государств в последние десятилетия работают над формированием национальных сетей конкурентоспособных исследовательских университетов мирового уровня в рамках программ академического превосходства. Проанализирован опыт Франции (COMUE), Германии (Excellence Strategy), Республики Кореи (Brain Korea) и Китая (Double First World Class). Показано, что ключевые глобальные рейтинги университетов базируются на модели исследовательского университета, а изменения в них отражают усилия национальных правительств по концентрации человеческого капитала в ведущих исследовательских вузах. На примере оценки экономической эффективности университетов Russell Group (Великобритания) продемонстрировано влияние третьей миссии университета на национальную экономику и общество. Ведущие исследовательские университеты рассматриваются как основа для обеспечения перспективных потребностей национальной экономики в кадрах высокой квалификации, новом научном знании, технологиях и инновациях, которые необходимы для ускорения темпов научно-технологического и социально-экономического развития.
Ключевые слова:
концентрация человеческого капитала, исследовательские университеты, научные исследования и разработки, глобальная конкурентоспособность, рейтинги университетов

Биографии авторов

Марк Анатольевич Акоев, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
Заведующий лабораторией наукометрии
Марина Владимировна Валеева, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
Кандидат социологических наук, старший научный сотрудник лаборатории наукометрии
Егор Борисович Яблоков, E-kvadrat Consulting & Media GmbH, Берлин, Германия
Директор E-kvadrat Consulting & Media GmbH

Литература

1. Johnes, J. (2018). University rankings: What do they really show? Scientometrics. Vol. 115, No. 1. Pp. 585–606. DOI: 10.1007/s11192-018-2666-1.

2. Tasopoulou, K. and Tsiotras G. (2017). Benchmarking towards excellence in higher education. Benchmarking: An International Journal. Vol. 24, No. 3. Pp. 617–634. DOI: 10.1108/BIJ-03-2016-0036.

3. Selten, F., Neylon, C., Huang, C.-K. and Groth, P. (2020). A longitudinal analysis of university rankings. Quantitative Science Studies. Vol. 1, No. 3. Pp. 1109–1135. DOI: https://doi.org/10.1162/qss_a_00052.

4. Salmi, J. (2016). Excellence Initiatives to Create World-Class Universities. International Higher Education. No. 87. DOI: 10.6017/ihe.2016.87.9506.

5. Altbach, P. G. (2012). The Globalization of College and University Rankings. Change: The Magazine of Higher Learning. Vol. 44, No. 1. Pp. 26–31. DOI: https://doi.org/10.1080/00091383.2012.636001.

6. Olcay, G. A. and Bulu, M. (2017). Is measuring the knowledge creation of universities possible? A review of university rankings. Technological Forecasting and Social Change. Vol. 123. Pp. 153–160. DOI: https://doi.org/10.1016/j.techfore.2016.03.029.

7. Vernon, M. M., Balas, E. A. and Momani, S. (2018). Are university rankings useful to improve research? A systematic review. PLOS ONE. Vol. 13, No. 3. P. e0193762. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0193762.

8. Erkkilä, T. and Piironen, O. (2020). Trapped in university rankings: bridging global competitiveness and local innovation. International Studies in Sociology of Education. Vol. 29, No. 1–2. Pp. 38–60. DOI: https://doi.org/10.1080/09620214.2019.1634483.

9. Salmi, J. (2009). The Challenge of Establishing World-class Universities. World Bank Publications. 136 p. ISBN: 978-0-8213-7876-2.

10. Musselin, C. (2018). New forms of competition in higher education1. Socio-Economic Review. Vol. 16, No. 3. Pp. 657–683. DOI: 10.1093/ser/mwy033.

11. Rauhvargers, A. (2013). Global university rankings and their impact: report 2. Brussels: European University Association. ISBN: 978-90-78997-41-2.

12. Hazelkorn, E. (2015). Rankings and the Reshaping of Higher Education: The Battle for World-Class Excellence. Palgrave Macmillan UK. DOI: https://doi.org/10.1057/9781137446671.

13. Wihlborg, M. and Robson, S. (2018). Internationalisation of higher education: drivers, rationales, priorities, values and impacts. European Journal of Higher Education. Vol. 8, No. 1. Pp. 8–18. DOI: https://doi.org/10.1080/21568235.2017.1376696.

14. Economic Impact of Russell Group Universities. (2017). London: London Economics. 63 P. URL: https://russellgroup.ac.uk/news/economic-impact-of-russell-group-universities/ (accessed 10.05.2020).

15. HESA – Experts in higher education data and analysis. URL: http://web.archive. org/web/20210426095617/https://www.hesa.ac.uk/ (accessed 26.04.2021).

16. Education at a Glance 2020: OECD Indicators (2020). Paris: OECD Publishing. https://doi.org/10.1787/69096873-en.

17. Loi relative à l’enseignement supérieur et à la recherche. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/loda/id/JORFTEXT000027735009/ (дата обращения: 02.12.2020).

18. OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2017: The digital transformation (2017). Paris: OECD Publishing. http://dx.doi.org/10.1787/9789264268821-en.

19. The Global Innovation Index 2020: Who Will Finance Innovation? (2020). Ithaca, Fontainebleau, and Geneva: Cornell University, INSEAD, and WIPO. ISBN 978-2-38192-000-9.
Статья

Поступила: 21.04.2021

Опубликована: 29.06.2021

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Акоев, М. А., Валеева, М. В., & Яблоков, Е. Б. (2021). Концентрация человеческого капитала в исследовательских университетах как основа конкурентоспособности образовательных систем и её отражение в глобальных рейтингах университетов. Управление наукой: теория и практика, 3(2), 137-160. https://doi.org/10.19181/smtp.2021.3.2.6
Раздел
Наука в зеркале наукометрии