Система послевузовского образования в Республике Беларусь: особенности институционализации и основные тенденции развития
Научная статья
								Для цитирования
							
							Артюхин М. И., Щурок Э. М., Пушкевич С. А. Система послевузовского образования в Республике Беларусь: особенности институционализации и основные тенденции развития // Управление наукой: теория и практика. 2021. Том 3. № 2. С. 40-56. DOI: https://doi.org/10.19181/smtp.2021.3.2.2
Аннотация
						В статье рассмотрены особенности системы послевузовского образования в Республике Беларусь, характерные черты её институционализации как уровня образования и основные тенденции её развития. Показано, что трансформация послевузовского образования в постсоветский периодимела эволюционный характер и не привела к радикальному отказу от советской модели двухуровневой ступени – аспирантура и докторантура – и учёных степеней кандидата и доктора наук, как это случилось в Казахстане. Проведён анализ динамики основных показателей деятельности республиканской аспирантуры и докторантуры за период 2015–2019 гг. Определено, что ведущие позиции в сфере подготовки научных кадров высшей квалификации принадлежат организациям Министерства образования. И напротив, НАН Беларуси теряет свою лидирующую роль в кадровом обеспечении инновационного развития экономики страны. Отмечено, что в системе послевузовского образования не преодолены диспропорции в отраслевой специализации обучающихся в республиканской аспирантуре и докторантуре в соответствии с приоритетными направлениями науки и технологий. Сделан вывод о необходимости разработки комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности системы послевузовского образования, расширение подготовки научных кадров высшей квалификации для развития высокотехнологичных производств, относящихся к V и VI технологическим укладам экономики, усиления кооперационных связей между научными организациями, учреждениями образования и производственными предприятиями в целях решения проблемы кадрового обеспечения организаций отраслевой науки.
					
				
												Ключевые слова:
					
					
																					послевузовское образование, 															аспирантура, 															докторантура, 															соискательство, 															научные кадры высшей квалификации, 															отрасли науки, 															учреждения послевузовского образования																		
				Литература
						1. Сутурин А. К. Применение автоматизированной информационно-аналитической системы мониторинга подготовки научных работников высшей квалификации для анализа динамики развития послевузовского образования в Республике Беларусь / А. К. Сутурин, Н. А. Никоненко // Цифровая трансформация. 2018. № 2 (3). С. 54–57.
2. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь: Статистический сборник. Минск : Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2020. 125 с.
3. О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2019 года: Аналитический доклад / Под ред. А. Г. Шумилина, В. Г. Гусакова. Минск : ГУ «БелИСА», 2020. 396 с.
				2. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь: Статистический сборник. Минск : Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2020. 125 с.
3. О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2019 года: Аналитический доклад / Под ред. А. Г. Шумилина, В. Г. Гусакова. Минск : ГУ «БелИСА», 2020. 396 с.
						Статья
					
					Поступила: 16.06.2021
Опубликована: 25.06.2021
								Форматы цитирования
							
							
								
									Другие форматы цитирования:
								
								
								
	
								
									
									
								
							
						
									APA 
  
								
								Артюхин, М. И., Щурок, Э. М., & Пушкевич, С. А. (2021). Система послевузовского образования в Республике Беларусь: особенности институционализации и основные тенденции развития. Управление наукой: теория и практика, 3(2), 40-56. https://doi.org/10.19181/smtp.2021.3.2.2
							Раздел
						
						
							Механизмы и инструменты государственного управления научно-технологической сферой
						
					 
							 
							




